casus_civis (casus_civis) wrote,
casus_civis
casus_civis

Арт-кретинизм

okEL7XCicbY

Побывав на выставке современного японского искусства, пришла к печальному выводу о собственном кретинизме в отношении этого самого современного искусства http://kudago.com/spb/event/proizvedeniya-sovremennogo-iskusstva-yaponii/.
Весьма наивно было ожидать интуитивного понимания, прочувствования арт-объекта.
В моём понимании искусство - это универсальный язык человечества. Он более понятен человеку упражняющемуся в нём, образованному, с широким кругозором, но тем не менее высказывание на языке искусства может стать ясным, самоочевидным и профану. Искусство - это закодированные смыслы, и "...если ты стремишься дойти до самой глубинной своей сути, форма, в которую выливается твое искусство, для тебя совершенно не имеет значения. Не важно, будут это слова, краски или звуки. Все, что угодно...Это все равно что твой собственный голос. Каким бы он ни был, ты миришься с ним и говоришь как можешь, ибо у тебя нет выбора. Но важно, что ты говоришь. Именно это отличает великое искусство от всего остального". Джон Фаулз, "Коллекционер".
Самыми податливыми к раскодировке являются такие виды искусства как музыка и танец, поскольку воздействуют на человеческую чувственность и телесность. Виды искусства, опирающееся в большей степени на когнитивные способности человека (литература) обладают меньшим потенциалом универсальности.
Собственно, посещение выставки современного искусства раздавило такое понимание искусства как яичную скорлупу. Я подходила к арт-объектам и картинам, вглядывалась. Как и всякий обыватель, пыталась сначала понять, ЧТО это такое (Ботинок, присыпанный мукой? А это куча хула-хупов в связке?) Затем внутренне замирала - что я чувствую, глядя на этот объект. К своему ужасу понимала, что ничего. Тогда мне приходилось подходить к табличке с описанием арт-объекта/картины и близоруко вчитываясь с удивлением обнаруживать, что "автор пытался отобразить ужасающее чувство одиночество человека в быстро меняющемся мире, где связи между людьми теряют свою основательность, социальные институты перестают быть оплотом стабильности и единственное, что остаётся - обратиться к молчаливому миру вещей... Большую часть пространства картины занимают привычные взгляду обиходные предметы, но затем наблюдатель улавливает какую-то напряженность, переданную багровыми красками заката, словно вот-вот нечто случится и уничтожит хрупкий порядок вещей" и прочее и прочее... Я только что стояла напротив этой картины. Я не чувствовала подобной напряженности. Точнее, чувствовала - я напрягала свой разум и воображение в попытке понять, что и, главное, с каким смыслом тут изображено. Почему мне понадобилась шпаргалка искусствоведов?.. Скорее всего, это и есть арт-кретинизм. Есть подозрение, что такой диагноз можно поставить не только мне, так как шпаргалки искусствоведов понадобились всем, кто в тот день прохаживался по залам Эрмитажа с выставкой современного искусства. Только вот что: рядом с картиной "Сикстинская мадонна" мне достаточно таблички "Санти Рафаэль. Сикстинская мадонна. 1516 г.". Да, для более глубокого понимания не помешает выслушать гида, узнать о жизни Рафаэля, историю создания картины и прочее. Но в этом случае мне нужна рука искусствоведа, ведущего меня сквозь дебри искусства и сообщающего мне, что художник хотел сказать и что я должна почувствовать, глядя на это полотно. Чувство и мысли возникают спонтанно. Хотя...всегда остаётся вероятность, что у меня отсутствует способность к раскодировке современного искусства, то есть - я арт-кретин.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments